Shvsmizmailovo.ru

Анапестический ресурс

Ираклий I
Ираклий
греч. Ηράκλειος
лат. Flavius Heraclius Augustus
Ираклий и его сыновья Константин III и Ираклон
Византийский император
5 октября 610 — 11 февраля 641
Предшественник: Фока
Преемник: Константин III и Ираклон
 
Вероисповедание: Православие
Рождение: 575 год(0575)
Смерть: 11 февраля 641(0641-02-11)
Династия: Ираклийская (Армянская) (основатель)
Отец: Ираклий, экзарх Африки
Супруга: Евдокия, Мартина
Дети: Константин III, Евдокия Епифания, Константин, Флавий, Феодосий, Ираклон, Давид, Martinos or Marinos, Августина, Анастасия, Февронья

Ираклий (575(0575) — 11 февраля 641) — византийский император (5 октября 610 — 11 февраля 641), основатель правившей 100 лет так называемой династии Ираклия. Царствование Ираклия открывает новую эпоху в истории Византии, «полагающую границу между старым и вновь народившимся историческим движением».[1]

Содержание

Биография

Родом эллинизированный каппадокийский армянин, сын известного полководца Ираклия, экзарха Африки.[2]

Приход к власти

В 608 году глубокое недовольство императором Фокой охватило всю империю. Тогда правители Ливии, братья Ираклий и Георгий, договорились снарядить каждый свою армию и послать их в столицу под командованием своих сыновей. Призванный византийскими вельможами против императора Фоки, Ираклий-старший вооружил большие силы и поручил начальство над ними Ираклию, своему сыну (род. 575).

Последний низверг тирана в 610 г. и был провозглашён императором. Блестяще одарённый, энергичный и воинственный император реформами в управлении и в войске восстановил на время могущество Византии.

Император Ираклий поддерживал близкие дружеские отношения с болгарским ханом Кубратом. Последний вырос вместе с Ираклием в Константинополе в императорском дворце и был крещён в 12 лет. После того, как Кубрат объединил болгарские племена и создал государство Великая Болгария, он подписал мирный договор с Византией и заключил дружественный союз, по которому оба государства должны были помогать друг другу.

Внешняя политика

Войны с Сасанидами

Главное внимание во внешней политике Ираклия было обращено на Восток, где под властью Хосрова II Парвиза Персидская империя обнаружила громадную мощь и завоевательную силу. В начальный период правления Ираклия Малая Азия и Сирия оставались практически без защиты, так как персы в короткое время сделали здесь большие завоевания. В 611 году ими была завоевана Сирия с её главным городом Антиохией, в 612 году — Малая Азия, где персы овладели Кесарией Каппадокийской, захватили десятки тысяч пленников и отправили их Персию. В 614 году настала очередь Иерусалима, осада которого длилась 3 недели. Когда наконец персам, удалось разрушить часть стены и ворваться в город, они предоставили участь христианского населения фанатизму евреев, которые свели здесь счеты с христианами, угнетавшими их преследованиями и презрением.[3]

Теснимый персами, завоевавшими в 611 году Сирию и Египет и утвердившимися в 617 году в самом Халкидоне, и угрожаемый аварами, которые в 619 году достигли даже окрестностей Константинополя, Ираклий должен был отказаться от большей части испанских владений и купить у аваров мир (620), после чего вступил в сношения с болгарами, основавшимися между Днестром и Дунаем, чтобы найти в них противовес против аваров; он согласился и на поселение хорватов и сербов между побережьем Далмации и западными Балканами. Ираклий понял, что империи не стоит тратить сил на борьбу со славянской иммиграцией и отказался от борьбы за области, занятые славянами до того времени, пока империя не соберется с силами и не сможет начать со славянами культурную и политическую борьбу.

Зато ему удалось с 622 году в целом ряде блестящих походов отразить нашествие персов и отбросить их (несмотря на новое нападение аваров в 626 году на Константинополь, окончившееся для них совершенным поражением) в 628 году в Месопотамию. (Подробнее: Взятие Тбилиси (627), Битва при Ниневии).

Император Ираклий вернул в Иерусалим Животворящий Крест — одну из главных святынь христианства, которая была захвачена персидским царём Хосровом.

Затем была безуспешная борьба с арабами: в период 632641 годах арабы завоевали много земель империи: Сирию, Палестину, Месопотамию и Египет.

Церковная политика Ираклия

В церковной политике император Ираклий известен тем, что с помощью константинопольского патриарха Сергия стремился преодолеть разобщенность поместных региональных Церквей империи, а также Церквей вне её, порожденную богословским противостоянием со времен Халкидонского собора. Смысл его реформы (с 630 года) состоял в том, чтобы найти богословский компромисс между сторонниками и противниками Халкидонского собора, то есть диофизитами-халкидонитами и миафизитами-антихалкидонитами. В этот процесс были вовлечены также диофизиты сиро-персидской (несторианской) традиции Церкви Востока.[4]

На исповедании формулы о двух природах во Христе и единой Богомужней воле, известной как монофелитство, Ираклию удалось привести все церкви к единству. Однако впоследствии все его усилия оказались напрасными с принятием диофелитства в Римской и Византийской церквях на Шестом вселенском соборе, где монофелитство было объявлено ересью.

Ираклий в литературе

Ираклий стал героем литературных сочинений и легенд в самых разных странах мира.

Рыцарский роман

Средневековый рыцарский роман «Ираклий» появился во Франции в XII веке, его автором был Готье из Арраса. Детали биографии императора в нём почти полностью вымышлены.

Африканский эпос

Написанная в начале XVIII века на территории современной Кении эпическая поэма на суахили «Книга об Ираклии» изображает бой византийцев с арабами-мусульманами при Тамбуке и стала одним из крупнейших произведений литературы Чёрной Африки.

Легенда о шкатулке Ираклия

В арабских и византийских источниках сохранилась история об арабском посольстве ко двору Ираклия, в ходе которого на тайной аудиенции мусульманских послов у императора Ираклия, последний продемонстрировал прибывшим посланникам шкатулку с изображениями пророков со времён библейского пророка Даниила, вышитых белыми нитками на тёмных шёлковых лоскутках. Среди изображенных был и пророк Мухаммед. Со времён Ираклия шкатулка больше нигде не проявляется.

Примечания

  1. Успенский Ф. И. История Византийской империи. — М.: Астрель, 2005. — Т. 2. — С. 3. — ISBN 5-271-03363-5
  2. Погосян Г.Г. Византийские экзархаты и роль армян в их управлении // “Византийское наследство”. — Ер., 2006. — С. 3-6.
  3. Успенский Ф. И. История Византийской империи. — М.: Астрель, 2005. — Т. 2. — С. 36. — ISBN 5-271-03363-5
  4. Ираклий и Ишоʿйав II: Восточный эпизод в истории «экуменического» проекта византийского императора // Символ, Вып. 61. (Париж-Москва, 2012), С.280-300.

Литература

  • Drapeyron. L’empereur Héraclius et l’empire byzantinau VII siècle. — Париж, 1869.
  • Кулаковский Ю. А. История Византии. — Алетейя, 1996. — Т. 3. 602—717 годы. — (Византийская библиотека). — ISBN 5-89329-005-4

Ссылки

  • Ираклий I (Византийский император)
  • Ираклий I
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Ираклий I.