Shvsmizmailovo.ru

Анапестический ресурс

Донатизм
Христианство
Портал:Христианство

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Бог Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Гностическое христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Ипостасный союз · Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства · Эсхатология

Ветви христианства
Католицизм · Православие · Протестантизм
Древневосточные церкви · Антитринитарии


п·о·р

Донатизм — раскол в Западной христианской церкви.

Описание раскола

Преследование христиан Диоклетианом вызвало стремление к мученичеству среди христиан Африки; мученики пользовались особенным почтением, целые толпы христиан посещали заключенных; это усиливало гонение, вследствие чего многие благоразумные епископы, в том числе епископ карфагенский Мензурий, старались успокоить умы. Диакон Мензурия, Цецилиан, по поручению последнего силою разгонял толпы христиан на тюремных дворах. Это возбудило среди христиан неудовольствие, которым воспользовались противники Цецилиана, когда он был избран после смерти Мензурия епископом карфагенским. С Донатом из Casae Nigrae во главе они созвали совет, на котором признали посвящение Цецилиана недействительным, так как он был рукоположён Феликсом, виновным, по их мнению, в измене церкви во время гонений. В епископы был выбран Маиорин, а после его смерти — Донат. Раскол быстро распространился по всей Африке, получив название донатизм. Вскоре раздор, возникший на почве личных интересов, превратился в принципиальное разногласие.

По мнению донатистов, характеристический признак истинной церкви составляет святость, выражающаяся в личном совершенстве её служителей; таинства теряют свою силу, если совершены священнослужителями, провинившимися против церкви, или в церкви, сохраняющей связь с виновными. Поэтому донатисты перекрещивали переходящих к ним даже и православных, ругались над православными церквами и их священниками.

Для разрешения спора противники обратились к императору Константину, который созвал один за другим три собора: в Риме, в Карфагене и в Арле. На первых двух были оправданы Цецилиан и Феликс. На Арльском соборе, вопреки донатистам, было постановлено не крестить вторично тех еретиков, которые были крещены во имя святой Троицы, и лишать священного сана только тех епископов, измена которых церкви была доказана, сохраняя силу за таинствами, ими совершенными.

Недовольные решениями соборов, донатисты отвергли вмешательство светской власти в дела церкви, продолжали поступать по прежнему и этим вызвали преследования со стороны Константина. Император издал эдикт, в силу которого у донатистов должны были быть отобраны церкви, а епископы их сосланы. Это побудило донатистов принять в свою среду циркумцеллионов. Циркумцеллионами («вокруг сельских жилищ бродящие») назывались первоначально бродячие во имя Христа аскеты, называвшие себя воинами Христа и считавшие своей обязанностью вести борьбу против всякой неправды, защищая всех обиженных и угнетенных, грабя и убивая людей богатых и высокопоставленных. Донатисты, как преследуемые, нашли в них поддержку, наложившую неизгладимое пятно на всю партию, хотя большинство ее не принимало участия в зверствах циркумцеллионов.

Константин, убедившись в бесполезности преследований, вскоре прекратил их, но при его преемниках донатисты несколько раз подвергались гонениям. Донат был сослан и умер в ссылке. Император Юлиан из ненависти к христианской церкви покровительствовал донатистам. После его смерти гонения возобновились. Среди самих донатистов появилось множество партий, последователей отдельных лиц, как-то: рогатисты, урбанисты, клавдиане и др.

Наибольший вред донатистам нанёс раздор между епископом карфагенским Примианом и диаконом его Максимианом. Часть донатистских епископов постановила низложить Примиана и заменить его Максимианом, но большинство не согласилось с этим решением и на большом совете в Богае Максимиан был отлучен от церкви, а партия его подверглась гонениям и избиению со стороны примианистов.

В то время как внутренние раздоры подрывали донатистов, православная церковь приобрела сильного защитника в лице блаженного Августина, который отстаивал объективное значение церкви и независимость действия благодати от святости служителя. Усилившиеся неистовства донатистов и циркумцеллионов вызвали со стороны императора Гонория суровые меры: был издан эдикт об отобрании у донатистов всех церквей, но рядом с этим было объявлено помилование всем раскаявшимся. В 411 году был собран собор в Карфагене, на который были приглашены представители донатистов; император Гонорий прислал трибуна Марцеллина, который должен был по окончании прений решить, на чьей стороне правда. Августин одержал полную победу над донатистами; Гонорий признал правоту учения православной церкви и потребовал от донатистов, чтобы они подчинились решению собора. Когда донатисты отказались исполнить его требование, то им были воспрещены сборища под страхом смертной казни.

С этого времени донатизм начинает мало-помалу исчезать, хотя и продержался ещё кое-где до VII века, до покорения Африки арабами.

Литература

На английском:

  • Willis G. G. St. Augustine and the Donatist Controversy. L., 1950.
  • Frend, W. C. H. The Donatist Church, Oxford, 1952; 2nd ed. Oxford, 1971; reiss. 1985.
  • Markus R. A. The Problem of «Donatism» in the VI Cent. // Gregorio Magno e il suo tempo. R., 1991. Vol. 1. P. 159—166.
  • Optatus. Against the Donatists, Translation and Commentary by Mark J. Edwards. Liverpool, Liverpool University Press, 1997.
  • Brent D. Shaw. Sacred Violence: African Christians and Sectarian Hatred in the Age of Augustine. Cambridge: CUP, 2011.

На немецком:

  • F. Ribbek, Donatus u. Augustinus oder der erste entscheidende Kampf zwischen Separatismus u. Kirche. Berlin: 1858.
  • Soden H., von. Urkunden zur Entstehungsgeschichte des Donatismus. Bonn, 1913.
  • Grasmück E. L. Coercitio: Staat und Kirche im Donatistenstreit. Bonn, 1964.
  • Girardet, Klaus Martin. Kaisergericht und Bischofsgericht. Studien zu den Anfängen des Donatistenstreites (313−315) und zum Prozess des Athanasius von Alexandrien (328−346). Bonn: Habelt, 1975 (Antiquitas, Reihe 1, Abhandlungen zur alten Geschichte, 21).
  • Kriegbaum B. Kirche der Traditoren oder Kirche der Märtyrer?: Die Vorgeschichte des Donatismus. Innsbruck, 1986.
  • Clemens Weidmann, Augustinus und das Maximinianistenkonzil von Cebarsussi. Zur historischen und textgeschichtlichen Bedeutung von Enarratio in psalmum 36, 2, 18-23. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1998.

На французском:

  • Monceaux P. Histoire littéraire de l’Afrique chrétienne. P., 1912—1923. Vol. 4-7.
  • J.-L. Maier, Le dossier du donatisme. T. I—II. Berlin: 1987—1989 (Theologische Untersuchungen, 135, 143).
  • Donatist Martyr Stories: The Church in Conflict in Roman North Africa. Tr. M. A. Tilley. Liverpool, 1996 (Translated Texts for Historians, 24).
  • Gaddis, Michael. There is no crime for those who have Christ: Religious violence in the Christian Roman Empire. Berkeley: UCP, 2005, 103—150.

На русском:

  • Кутепов Н. П., прот. Раскол донатистов. Каз., 1884.
  • кн. E. Трубецкой. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Часть I. Миросозерцание блаженного Августина. М.: 1892.
  • Белоликов В. З. [сщмч. Пимен]. Литературная деятельность блж. Августина против раскола донатистов. К., 1912.
  • Герман Дилигенский. Северная Африка в IV—V веках. М., Изд. АН СССР, 1961.

Ссылки

  • А. А. Ткаченко. Донатизм // Православная Энциклопедия. Т. 15, С. 654—657.
  • Биография Доната, библиография его работ и библиография работ о нём на научно — богословском портале Богослов. РУ
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).


Донатизм.